Школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

· Каждый пятый взрослый имеет повышение артериального давления (АД).

· Только половина людей с повышенным АД знают об этом. Многие люди избегают посещения врача, тогда как единственный способ установления артериальной гипертонии — регулярное измерение АД.

· Только половина пациентов с повышенным АД получают должное лечение. Многие больные не знают, что хорошее самочувствие при повышенном АД — не причина для отказа от лечения, так как нелеченная гипертония — это «мина замедленного действия».

· Только половина больных реально соблюдает все рекомендации врача. Многие пациенты самовольно прекращают прием рекомендованных лекарств или уменьшают их дозировку, что нередко приводит к обострению болезни.

Артериальная гипертония — это на сегодняшний день одно из самых распространенных и наиболее грозных заболеваний, которое приводит к тяжелым осложнениям: инсульту, инфаркту миокарда, сердечной недостаточности, нарушению функции почек, а также ускоряет развитие атеросклероза и ишемической болезни сердца. В основе повышения АД, независимо от причины, лежат сложные нарушения регуляции аппарата кровообращения, проявляющиеся прежде всего увеличением тонуса артериальных сосудов. Как правило, процесс прогрессирования АГ многолетний, постепенный, в связи с чем организм больного «привыкает» к высокому АД, и АГ течет бессимптомно до тех пор, пока не возникает одно из осложнений. Вот почему АГ получила название «молчаливый убийца». Из-за отсутствия в течение долгого времени клинических проявлений заболевания многие больные относятся к нему несерьезно, не хотят признавать, что высокое АД представляет угрозу для их жизни, пренебрегают советами врачей о необходимости лекарственной терапии, способной снизить риск возникновения осложнений заболевания, увеличить продолжительность и качество жизни.

Что такое Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией?

Школа позволяет пациенту научиться самостоятельно, контролировать состояние своего здоровья, узнать, как снизить неблагоприятное влияние на организм поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек). Также здесь Вас научат оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.

Во время обучения в Школе здоровья пациенты знакомятся с внешними и внутренними негативными условиями, которые оказывают повреждающее действие на организм. Пациенты обучаются правилам измерения артериального давления, узнают, какой уровень давления следует считать нормальным, составляют индивидуальный план действий по устранению факторов риска. Два занятия в Школе здоровья посвящены правилам здорового питания, каким должно быть питание здорового человека, объясняется влияние питания на уровень артериального давления. Для больных с повышенной массой тела определяются причины ожирения, разбираются основные принципы диетотерапии, приводятся различные типы диет. В Школе здоровья пациенты знакомятся с компонентами табачного дыма и их влиянием на индивидуальное здоровье. Проводится оценка типа курительного поведения, формируется негативное отношение к курению и мотивация к отказу от курения, разбираются современные методы лечения табакокурения. Под наблюдением опытного врача пациенты оценивают уровень своей тренированности, узнают, как повысить повседневную физическую активность, как построить программу тренирующих занятий, а также избежать осложнений при занятии физкультурой. В Школе здоровья пациенты учатся различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса, знакомятся с методами самооценки уровня стресса, узнают условия преодоления стрессовых реакций. На последнем занятии врач-кардиолог познакомит с общими принципами медикаментозной терапии, какие существуют современные лекарственные препараты с минимальными побочными эффектами, снижающие артериальное давление, учит оказывать первую доврачебную помощь при гипертоническом кризе.

Рекомендации по самостоятельному измерению артериального давления:

· За 30 минут до измерения не следует курить, пить крепкий кофе или чай;

· Измерения должны проводиться после 5 минутного отдыха, через 1-2 часа после приёма пищи;

· Во время измерения не следует активно двигаться и разговаривать;

· При отсутствии сопутствующих заболеваний достаточно стандартных измерений сидя. Пожилым людям рекомендуется дополнительно измерять АД стоя и лёжа;

· Руку для измерения АД необходимо расслабить и освободить от одежды;

· Расположение руки должно быть такое, чтобы локтевой сгиб был примерно на уровне сердца;

· Наложить манжету на плечо так, чтобы нижний его край был на 2 см или на 2 пальца выше локтевого сгиба;

· При нарушениях ритма сердца желательно проводить несколько измерений в определённый промежуток времени (например, 4 измерения за 15 минут в состоянии покоя). Записывайте результаты измерения в дневник.

Идеальное, или оптимальное, артериальное давление, составляет 120/80 мм рт ст.

Нормальное артериальное давление составляет не более 130/85 мм рт ст.

«Мягкая» гипертония, скрытая или ее еще называют пограничное артериальное давление, составляет 130—139/85—89 мм рт ст.

Факторы, которые влияют на возникновение артериальной гипертонии, называются факторы риска. Их много, и нет одного такого, который бы безусловно приводил к заболеванию – нужно, чтобы сложилось несколько «неблагополучий». Но не стоит расслабляться. По данным специалистов, у 93% мужчин после 35 лет при обследовании непременно выявляется хотя бы один из факторов риска, а у многих – один и более. При этом доказано, что сочетание нескольких факторов риска значительно увеличивает вероятность возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний. Борьба с ними может помочь снизить артериальное давление и уменьшить дозу лекарственных средств, что согласитесь выгодно, учитывая цены на лекарства в нашей стране. Итак, какие это факторы?

Изменяемые факторы риска:

— Низкая физическая активность

— Чрезмерное потребление алкоголя

— Неправильное чередование труда и отдыха

Неизменяемые факторы риска:

мужчины старше 55 лет

женщины старше 65 лет

Первый фактор – избыточное потребление соли! Даже если Вам кажется, что Вы употребляете небольшое количество соли, уберите солонку со стола, старайтесь не досаливать пищу, ограничьте солёности, а тем более копчёности. Количество потребляемой поваренной соли не должно превышать 1 чайной ложки без верха в сутки. Только одно уменьшение количества соли в рационе может снизить среднее артериальное давление на 10 мм рт. ст. Для уменьшения негативного влияния соли на организм необходимо увеличить потребление продуктов богатых калием (кураги, изюма, картофеля печёного в “мундире”, томатов, бобовых). Кроме того, это благотворно сказывается на тонусе сердечнососудистой системы.

Второй фактор – избыточная масса тела! Сейчас принято говорить, что надо любить себя таким, какой ты есть. Перефразируем: любить себя и сохранять своё здоровье. Стремление снизить вес не должно быть самоцелью. Нормализация веса способствует снижению артериального давления, уменьшает риск сердечнососудистых осложнений (инфаркта и инсульта) и риска смерти. Основной принцип: калорийность пищи должна соответствовать энергозатратам организма. Это означает, что энергии поступающей нам с пищей должно быть ровно столько, сколько мы её можем потратить. Потребление продуктов богатых калориями (сахара, шоколада, жира и др.), особенно, если Вы не заняты физическим трудом, может приводить к ожирению, отложению холестерина в стенках сосудов, и, как следствие, к атеросклерозу артерий и гипертонии. Имейте ввиду, что для мужчин в возрасте 40 – 60 лет, работа которых не связана со значительными физическими нагрузками, количество калорий потребляемых с пищей в день не должно превышать 2000 – 2400 ккал, а для женщин, соответственно, – 1600 – 2000 ккал. Какие продукты наиболее калорийны? Жирные сорта мяса, особенно жирная говядина, субпродукты, какао, шоколад, пирожные, икра, сало, сдоба, алкогольные напитки. Согласитесь, без этих продуктов можно и обойтись. Что же рекомендуется принимать в пищу? Бессолевой, желательно с отрубями, хлеб, супы, сваренные на овощном бульоне, нежирные сорта мяса и рыбы (желательно на пару), около килограмма овощей и фруктов в день, блюда и гарниры из круп и макаронных изделий, молочные продукты с низким содержанием жира, растительные масла, нежирная колбаса, винегреты, салаты, заправленные сметаной или оливковым маслом. Согласитесь, выбор рекомендуемых продуктов достаточно широк. Если Вы любите колбасу, выбирайте нежирные сорта, если любите молоко или творог, то выбирайте обезжиренные продукты, ограничьте белый хлеб, сливочное масло (известно, что запрет на употребление сливочного масла в учреждениях общепита в одной из скандинавских стран способствовало уменьшению смертности от инфаркта миокарда, так будем же учиться на опыте других

Третий фактор – гиподинамия! Сниженная физическая активность приводит к низкой тренированности сердечнососудистой системы, снижению устойчивости её к стрессу, к избыточной массе тела, и, в конце концов, к повышению артериального давления. Можно начать с прогулок пешком, поднимайтесь на свой этаж без лифта, если Вы живёте в многоквартирном доме. Занимайтесь утренней гигиенической гимнастикой, оздоровительной физической культурой (ходьбой, плаванием, велосипед, лыжи), играйте в подвижные игры (волейбол, теннис). Физическая активность обладает свойством “разжижать” кровь и снижать уровень “сахара” в крови, препятствуя, таким образом, развитию инфаркта миокарда, мозгового инсульта и сахарного диабета. Если Вы решили начать физические тренировки, обязательно посоветуйтесь с лечащим врачом, чтобы он исключил у Вас некоторые противопоказания, назначил подходящий именно Вам по интенсивности режим нагрузки. Есть некоторые общие правила физических упражнений: регулярность, оптимальная интенсивность, этапность. Действительно, упражнения должны быть регулярными, 3 – 5 раз в неделю.

Четвёртый фактор – курение! Вред курения безусловный! Никто, наверное, не будет спорить о вреде курения. Однако некоторые факты могут быть Вам неизвестны. В табачном дыме содержатся канцерогены, а также никотин. Никотин обладает тромбообразующим действием (способствует образованию тромбов в кровеносных сосудах сердца и мозга), атеросклеротическим действием (способствует повреждению сосудистой стенки и отложению в ней холестерина), повышает артериальное давление.

Пятый фактор – стресс! Известно, что у пациентов с гипертонической болезнью низкая стрессоустойчивость. Это способствует развитию заболевания, и грозит осложнениями. Для того чтобы преодолеть стресс воспользуйтесь несколькими изложенными ниже советами:

1. Стремитесь к высшей, из доступных целей и не вступайте в борьбу из-за безделиц;

2. Поступайте по отношению к другим так, как хотели бы, чтобы они обращались с Вами;

3. Не старайтесь сделать всё сразу;

4. Не забывайте об отдыхе. Монотонная работа утомляет, смена занятий помогает сохранить силы и здоровье;

5. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада, избегая всего наносного, показного, нарочитого. Этим Вы заслужите расположение и любовь окружающих;

6. Старайтесь видеть светлые стороны событий и людей;

7. Если необходимо предпринять удручающее неприятное для Вас дело (разговор), не откладывайте его на “потом”;

8. Прежде, чем, что-то предпринять в конфликтной ситуации, взвесьте свои силы и целесообразность действий;

9. Старайтесь увидеть свои ”плюсы”, даже в случае неудачи, в каком либо деле (или разговоре);

10. Ставьте реальные и важные цели в любом деле. Поощряйте себя за достижение поставленной цели.

В муниципальных учреждениях здравоохранения городов могут функционировать различные Школы здоровья: Школа для больных артериальной гипертонией, Астма школа, Школа для больных сахарным диабетом, Школа для беременных, Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника, Школа для больных ишемической болезнью сердца. Среди прочих школ в МУЗ города могут функционировать: Школа материнства, Школа молодой матери, «Подготовленные роды» (планирование семьи), Школа для родителей при поступлении детей в ДДУ, Школа отцов, гастро-школа, Школа гигиенического ухода, Школа климактерия, Школа анемии, Школа охраны репродуктивного здоровья школьников, Школа эндогенного дыхания, Школа для родителей детей, страдающих эпилепсией, Школа для родителей детей, страдающих ДЦП, Школа активного долголетия, Школа для больных ХОБЛ.

Лекции в Астма- школе.

1. Что такое бронхиальная астма?

2. Пикфлоуметрия. Почему возникает приступ удушья. Аллергия и астма

3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.

5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.

7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

9. Питание при бронхиальной астме.

10. Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмы.

11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.

12. Как лечить обострение бронхиальной астмы.

Что такое бронхиальная астма?

1. Что такое астма-школа?

2. Определение бронхиальной астмы.

3. Бронхиальная астма – хроническое заболевание.

4. Как устроены дыхательные пути – внешнее и внутреннее строение.

5. Что происходит в приступе астмы.

1. Первое занятие – всегда самое трудное во всем цикле. Больные не знакомы друг с другом и не знают преподавателя. Занятие начинается с того, что преподаватель рассказывает группе как будет организован учебный цикл и кто из врачей принимает участие в работе астма-школы. Как возникла идея организовать астма-школу? В экономически развитых странах Запада (США, Германия, Англия, Швеция и т.д.) образование больных играет важную роль в лечении больных астмой. Специальные организации (Национальная кампания по лечению астмы в Англии, Фонд астмы и аллергии США, Фонд астмы в Новой Зеландии и т.д.) организуют астма-школы, выпускают газеты, журналы для больных астмой, распространяют брошюры, буклеты для больных. Во многих странах работает телефон астма-помощь. В Германии помимо астма-клубов и астма-школ большое распространение получили группы самоподдержки – собрания больных без участия врача. Созданы специальные учебники по самоконтролю и самоведению бронхиальной астмы. Для детей больных бронхиальной астмой создаются учебные мультфильмы, для взрослых видеофильмы. Таким образом во всем мире врач и больной астмой стали партнерами: при этом больной обладает обширными знаниями о своей болезни. В нашей стране сделаны первые шаги по организации образования больных. Легочной Фонд в 1992 году организовал 4 астма-клуба в Москве., с 1993 г. в Ростове работают 5 астма-школ. Также открыт телефон Астма-помощь, по которому может позвонить любой больной бронхиальной астмой и посоветоваться по поводу своей болезни с врачом.

Это интересно:  Лимон с чесноком от давления – народное средство с медом от гипертонии

2. Тема первого занятия – что такое бронхиальная астма. Вводится определение: бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

3. Цель первого занятия – объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, но не о полном излечении. Поэтому задача больного – научиться контролировать свою болезнь так, чтобы не допускать обострений болезни. Для этого и была создана астма-школа.

4. Для того, чтобы научится самоконтролю и самоведению астмы, нужно представлять как устроено бронхиальное дерево и легкие и что происходит в приступе астмы. Демонстрационный плакат значительно облегчает эту задачу. Рассказ о строении бронхов и легких не должен быть очень подробным. Ниже перечислены основные понятия, используемые в этом уроке:

А. Внешнее строение бронхолегочной системы

1) Связь трахеи, бронхов, легких.

2) Ветвление бронхов, сравнение диаметра крупных и мелких бронхов, понятие бронхиального дерева.

3) Понятие альвеолы, ее роль в газообмене. Сравнение площади легких с помощью учебного класса.

4) Роль диафрагмы в дыхании, значение диафрагмального дыхания.

5) Вдох – активный, выдох – пассивный.

Б. Внутреннее строение бронхов.

1) Роль реснитчатого эпителия в самоочищении бронхиального дерева. Губительное влияние курения.

2) Понятие бронхиального секрета, мышц бронхов.

5. Что происходит в приступе астмы:

1. Понятие бронхоспазма, отека слизистой, гиперсекреции мокроты – демонстрация различий между бронхами в и вне приступа астмы.

2. Кратко о роли бета-адреностимуляторов, теофиллина, адреналина, глюкокортикостероидов, отхаркивающих.

1. Что такое бронхиальная астма?

2. Что такое бронхит?

3. Что происходит в приступе астмы?

4. Как работает диафрагма?

5. Какова роль бронходилятаторов в лечении приступа астмы?

6. Какие препараты используют при астматической атаке?

Внимание! 1. Не забывайте по ходу рассказа задавать вопросы и отвечать на вопросы аудитории. Чем раньше ваш рассказ начнет прерываться вопросами больных, тем более успешно пройдет занятие.

2. Не тратьте много времени на рассказ о лекарствах, в том числе и при ответах на вопросы – это тема следующих занятий.

Школа здоровья для больных Артериальной гипертонией

Цели обучения в Школе АГ:

  1. Получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска.
  2. Повышение ответственности за сохранение своего здоровья.
  3. Формирование рационального и активного отношения к заболеванию.
  4. Формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача.
  5. Приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной само- и взаимопомощи при гипертонических кризах.
  6. Формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих ) факторов риска.

Численность группы не более 8-10 человек. Программа обучения состоит из 3-х обязательных занятий и 4-го для курящих или их родственников. Занятия проводятся еженедельно по вторникам в Центре медицинской профилактики и на предприятиях (согласно графика). Продолжительность занятия 90 минут( 2 части по 45 минут с перерывом в 10 минут).

Темы занятий в школе АГ:

Занятие 1.Что надо знать о гипертонии? Правила измерения АД.

Занятие 2.Что надо знать о питании при АГ и ожирении.Физическая активность при артериальной гипертонии.

Занятие 3. Стресс и здоровье. Лечение артериальной гипертонии. Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.

Занятие 1.

  • Что надо знать об артериальной гипертонии?
  • Что такое артериальное давление?
  • Что такое артериальная гипертония?
  • Причины повышения АД.
  • Определение собственных причин.
  • Симптомы повышения артериального давления.
  • Степень артериальной гипертонии.
  • Осложнения течения заболевания (гипертонический криз, транзиторная ишемическая атака).
  • Факторы риска АГ и прогноза.
  • Как оценить индивидуальные факторы риска?
  • Понятие о суммарном риске ССЗ, определение индивидуальной степени риска.
  • «Органы мишени» при гипертонии.
  • Как правильно измерять артериальное давление?
  • Как вести дневник пациента?
  • Составление индивидуального плана оздоровления.

Занятие 2.

  • Что такое «здоровое питание?»
  • Какова калорийность продуктов?
  • Как рассчитать свои энергозатраты?
  • Какие изменения в диете нужны при АГ?
  • Как ограничить поваренную соль?
  • Как поступать с жирами?
  • Как обогатить рацион витаминами?
  • Как быть при повышенном уровне холестерина?
  • Режим питания, меню.
  • Кулинарная обработка.
  • Алкоголь и здоровое питание.
  • Самооценка пищевых привычек.
  • Составление индивидуального плана оздоровления питания.
  • Дневник питания.
  • Что такое ожирение?, индекс массы тела?
  • Определение ИМТ.
  • Какими способами ограничить калорийность рациона?
  • Какую роль и какое значение имеет физическая активность для Вашего здоровья?
  • Как оценить свою тренированность?
  • Комплекс упражнений.

Занятие 3.

  • Что такое стресс?
  • Социальная адаптация.
  • Факторы риска, формирующие стресс.
  • Немедикаментозные приемы защиты от стресса.
  • Выработка своего алгоритма вывода организма из стрессовой реакции.
  • Цель лечения артериальной гипертонии?
  • Когда начинать и как долго лечить гипертонию?
  • Принципы лекарственной терапии.
  • Современные лекарства- показания и противопоказания.
  • Что влияет на эффективность лечения?
  • Приверженность к лечению.
  • Доврачебная само- и взаимопомощь при кризе.
  • Врач и пациент — союзники в лечении АГ.

Как правильно питаться при гипертонии?

Перед Вами пирамида здорового питания. Его основу составляют зерновые продукты ( 7-8 порций в день), овощи и фрукты.

Правильное питание при АГ предполагает:

  • низкое употребление соли — не более 1 чайной ложки в день;
  • приём пищи 4-6 раз в день небольшими порциями;
  • обогащение рациона свежими овощами ( 4-5 порций в день) и фруктами ( 2-4 порции в день);
  • употребление молочных продуктов с низким содержанием жира (2-3 порции в день);
  • предпочтительно употребление рыбы, не жирных сортов мяса, желательно отварного;
  • ограничение употребления сладостей до 1 раза в неделю.

​1 порция — это:

  • молочные продукты: 250 мл 1% молока или 120 мл 2% йогурта;
  • отварное мясо, рыба, птица — 84 гр;
  • овощи, фрукты: 160 гр вареных или свежих овощей, 180 мл овощного или фруктового сока, 1 фрукт среднего размера;
  • зерновые продукты: 1 ломтик хлеба ( желательно муки грубого помола), 120 мл овсянки.

ФИЗКУЛЬТУРА И АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ

Артериальная гипертония (АГ) – периодическое или стойкое повышение артериального давления (АД) – самое распространенное хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы. Одним из методов снижения АД является регулярная физическая активность. Она оказывает тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, снижает сердечный выброс крови в покое и тонус сосудов, улучшает спектр крови, работу мышц, настроение, уменьшает риск тромбообразования, способствует снижению массы тела, препятствуют развитию диабета, стрессов и депрессии. Регулярные тренировки снижают АД на 4-5 миллиметров ртутного столба, если АГ имеется, а также препятствуют ее развитию.

Интенсивность нагрузки контролируется рекомендуемой частотой сердечных сокращений (в % от максимальной частоты сердечных сокращений 220 – возраст).

При мягкой или умеренной АГ в начале занятий нагрузка должна соответствовать 50% это величины, с постепенным, под контролем врача, увеличением до 70%. При хорошей коррекции АД через 6 месяцев возможно увеличение интенсивности даже до 85%.

Как повысить повседневную физическую активность? Для начала отказаться, по возможности, от поездок в общественном транспорте, частично – от лифта. Ходить пешком. Заниматься утренней гигиенической гимнастикой и физическим трудом в быту. Играть в подвижные игры (волейбол, бадминтон, теннис). Приобщить к регулярным занятиям оздоровительной физкультурой (ходьбой, плаванием, велосипедом, лыжами, медленным бегом), начиная с молодого возраста.

Как построить занятия по повышению физической активности?

  1. Разминка в течение 15-20 минут при АГ, 5 минут – при нормальном АД. При этом общеразвивающие упражнения чередуются с дыхательными.
  2. Основная часть занятия (аэробная фаза) – дозированная ходьба в тренирующем режиме на дистанцию 3-4 километра в течение дня со скоростью до 120 шагов в минуту. Темп следует увеличивать постепенно, определив исходный индивидуальный предел ходьбы в обычном темпе до «остановки» (появления усталости). По мере тренированности интенсивность этой части занятия возрастает до 20-30 минут.
  3. Заключительная часть (выход из аэробной нагрузки) – это продолжение движения с постепенным снижением интенсивности, для постепенного уменьшения частоты сердечных сокращений. Ее продолжительность 20-30 минут. Для снижения сосудистого тонуса и лучшего расслабления следует проводить дыхательные упражнения (выдох длиннее вдоха), а также – на растягивание и расслабление мышц.

Надежным показателем тренирующих воздействий являются со временем: урежение пульса в покое, восстановление частоты пульса до исходных значений после занятия за 3 минуты, тенденция к снижению и стабилизации АД, возможность постепенного увеличения нагрузки, улучшение сна, общего самочувствия.

Лицам с тяжелой АГ следует заниматься лечебной физкультурой или ограничиться повседневной активностью в быту.

Гипертония грозит слабоумием

Исследование Национального института старения (Мэриленд, США), установило, что слабоумие у людей после 70 лет напрямую связано с повышенным давлением после 50 лет. «А что вы хотите, – говорят исследователи, – когда кровь в буквальном смысле давит на мозг, нервные клетки нормально работать не смогут!» Есть и приятное известие: снижение кровяного давления до нормы способствует восстановлению памяти и когнитивных способностей сразу на 10%. Так что рекомендация следить за давлением и, если необходимо, регулярно принимать препараты особенно важна для тех, кто зарабатывает на жизнь умст­венным трудом.

Схожие данные получены и в Брайхемском университете молодости (Юта, США). Здесь рекомендуют следить за давлением всем, кто страдает забывчивостью, раздражительностью и вообще считает, что стал плохо соображать в бытовых вопросах. По их данным, снижение веса до нормы и замена жирных продуктов на овощи улучшают работу мозга на 2,7–4,6%.

Помидоры чистят сосуды

А Кембриджский университет (Англия) порадовал новостью о неожиданной стороне томатов. Оказывается, входящее в их состав вещество ликопен поразительно полезно влияет на эндотелий – внутренние стенки сосудов. О пользе ликопена как антиоксиданта говорилось не раз, вот теперь выяснилось, что он еще и сосуды очищает изнутри, улучшая их проходимость на 53%. Разумеется, это если сосуды были в плохом состоянии, у здоровых он просто поддерживает норму. Удобно, что ликопен в отличие от многих полезных веществ не боится нагрева, так что помидоры можно с чистой совестью тушить и запекать.

Интересно

Ученые, изучающие влияние на организм частоты сердечного ритма, пришли к неожиданному выводу: люди, имеющие более редкий пульс, живут дольше, чем те, у кого пульс более частый (особенно при частоте сердечных сокращений более 100 ударов в минуту).

Однако с возрастом (на фоне выраженного атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний) у обладателей редкого пульса возникает другая проблема: брадикардия может приводить к ухудшению мозгового кровообращения и быть причиной плохого самочувствия и даже обмороков.

Оказывается, лишний белок – мясо, птица, рыба – с возрастом мешает здоровью сердца. Это установили ученые из Медицинской школы Университета Нанкина (Китай). Они обследовали более 200 тысяч человек в течение 14 лет. Оказалось, что у тех, кто превышал ежедневную норму белка, ухудшалось состояние сердечно-сосудистой системы. Так, каждые лишние 20% белка на 26% повышали риск инфаркта. Норма протеина зависит от возраста и пола, в среднем она составляет 0,8–1 г на 1 кг собственного веса в день. Больше нужно только спортсменам, но и им редко советуют свыше 2–2,4 гбелка на 1 кг своего веса в день.

Приморцам о метеочувствительности

Еще в 380 году до н.э. древнегреческие авторы указывали, что климат, атмосферные изменения и сезоны года влияют на человека, причины и течение болезней. Великому ученому врачу Гиппократу принадлежат слова: «Если много людей одновременно заболевает одной и той же болезнью, то причину ее следует искать в том, что является общим для всех людей…»

Многие из нас ощущают изменения в самочувствии во время перемены погоды, повышения или понижения температуры окружающей среды, изменения атмосферного давления. Конечно, современный человек не связывает это «с карой небесной», но, тем не менее, ученые доказали воздействие климата и погоды на течение ряда заболеваний: гипертонической болезни, инфаркта миокарда, бронхолегочных заболеваний, инсультов. Влияние муссонного климата Дальнего Востока на состояние здоровья и заболеваний человека изучалось и продолжает изучаться нашими приморскими учеными.

Это интересно:  Первая помощь при гипертонии - в больнице и дома

Известно, что среди здоровых людей магнитометеочувствительность встречается в 28-57% случаев. Среди страдающих артериальной гипертонией этот показатель достигает 70%, а при бронхиальной астме – уже 92%. Метеочувствительность у взрослых отмечается в 55-70%, а у детей с хроническими заболеваниями – в 40-60% наблюдений.

Что же такое метеочувствительность? Формулировка предельна проста: метеочувствительность представляет собой состояние повышенной напряженности или срыва защитных сил и адаптационных систем организма человека в ответ на неблагоприятное воздействие метеофизических факторов.

Повышенная магнитометеочувствительность может возникать после гриппа, ангины, пневмонии или атаки ревматизма. К повышению метеочувствительности могут вести эндокринные расстройства, чаще у людей с повышенной массой тела. Ученые выявили зависимость уровня сахара крови от метеогеофизических колебаний, как у здоровых, так и у больных сахарным диабетом. Эндокринные сдвиги в период полового созревания, беременности и менопаузы также способствуют повышению метеочувствительности.

Метеочувствительность может зависеть от конституциональной предрасположенности. Одни люди реагируют на любые погодные изменения, другие – или только на приход холодного фронта, или усиление ветра, или на осадки. На некоторых влияет приход теплого фронта (жаркой погоды).

Профессиональные вредности, хоть и реже, но все же тоже могут стать причиной повышения метеочувствительности. К ним относятся вибрация, воздействие СВЧ-поля, ионизирующая радиация, гиподинамия и психоэмоциональное напряжение.

В ряде случаев не всегда можно проследить зависимость ухудшения здоровья от смены погоды. Связано это с тем, что погодный фронт может «свернуть» и не распространиться над данной территорией. У человека создается «ощущение ошибки»: самочувствие ухудшилось, а погода осталась прежней.

В зависимости от состояния здоровья, наличия хронических заболеваний, типа нервной системы проявления метеочувствительности могут характеризоваться – ухудшением настроения, головной болью, болями в сердце, повышением или понижением артериального давления, нарушением сердечного ритма, снижением жизненной емкости легких, ухудшением дыхания и др.

Для купирования метеотропных реакций врачи рекомендуют: активный отдых, адекватные физические нагрузки, контрастные температурные воздействия, ношение магнитных или ионических браслетов, магнитных клипсов, стелек, использование витаминных и минеральных комплексов, содержащих аскорбиновую кислоту, витамины группы В. Используются растительные адаптагены (настойки элеутерококка, женьшеня, левзеи, плоды шиповника и др.). Важно соблюдать режим сна и бодрствования, рационального питания и оптимального потребления жидкости.

Восточные философские системы предлагают практику хатха-йоги, которая помогает усилить жизненные энергии и дать человеку возможность ими управлять. Хороший эффект имеют также упражнения на релаксацию, аутотренинги, массаж биологически активных точек, дыхательные и гимнастические упражнения.

Если говорить в целом, то профилактика метеотропных реакций состоит из комплекса мер, направленных на активизацию защитных сил организма, восстановление нормальных функций аппарата дыхания, кровообращения, пищеварения. Но профилактические меры зависят не только от перемены погоды или атмосферного давления – они диктуются состоянием здоровья, наличием хронических заболеваний, т.е. здесь нужен индивидуальный подход. С этой целью пройдите обследование у специалистов (терапевта, кардиолога, невролога, пульмонолога, эндокринолога, врача ЛФК), и данные ими рекомендации неукоснительно выполняйте. Здоровья Вам!

«Школа здоровья с артериальной гипертонией»

Главная > Программа

В Городской поликлинике № 5 ГАУЗ «Городская больница №5» функционируют 3 «Школы здоровья»:

ФИО, контактный телефон лица, ответственного за проведение занятий

Дни, время и место проведения занятий

Школа «Артериальная гипертензия» (для пациентов дневного стационара)

Моисенко Г.Н зав.дн.стац.

вторник и четверг

п-ка 5 дневной стационар

Школа «Артериальная гипертензия» (для амбулаторных больных)

Зиганшина З.Ф. врач кардиолог.

вторник и четверг

Школа «Сахарный диабет»

2 раза в месяц, по вторникам и четвергам

Программа занятий «Школа здоровья с артериальной гипертонией»

В поликлинике № 5 работают 2 Школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией: первая школа здоровья для пациентов дневного стационара и вторая – для амбулаторных больных поликлиники.

Программа состоит из 8 занятий:

Занятие 1. Что нужно знать об артериальной гипертонии.

Что такое гипертония? Что такое артериальная гипертензия?. Осложнения течения заболевания: — гипертонический криз, транзиторная ишемическая атака. Факторы риска артериальной гипертонии и прогноза. Как оценить факторы риска артериальной гипертонии?. Как правильно измерять артериальное давление?. Как вести дневник пациента?

Занятие 2. Здоровое питание.

Что такое «Здоровое питание»?. Как рассчитать энергозатраты?. Какова калорийность продуктов?. Какие изменения в диете нужны при артериальной гипертонии?. Как ограничить поваренную соль? Как обогатить рацион витаминами?. Как быть при повышенном уровне холестерина?. Как правильно составить составить меню при артериальной гипертонии?

Занятие 3. Ожирение и АГ.

Что такое индекс массы тела№. Как рассчитать свою нормальную массу тела?. Как выснить тип ожирения?. Какими способами ограничить калорийность рациона?

Занятие 4. Физическая активность и здоровье.

Какую роль и какое значение имеет физическая активность для Вашего здоровья?. Какие методы повышают физическую активность?. Как контролировать интенсивность физических нагрузок?. Как одеться при тренировках?. Как оценить свою тренированность?).

Занятие 5. Курение и здоровье.

Что мы знаем о вреде курения?. Типы курительного поведения?. Почему люди курят?. Что такое никотиновая зависимость?. Современные методы лечения табакокурения?. Мотивация и готовность бросить курить?. Я решил бросить курить! С чего начать?

Занятие 6. Стресс и здоровье.

Что такое стресс?. Стрессоры. Что это такое?. Социальная адаптация. Факторы риска. Формирующие стресс. Как оценить уровень стресса?. Как преодолеть стресс?. Стресс и вредные привычки.

Занятие 7. Медикаментозное лечение АГ.

Как повысить приверженность пациентов к лечению АГ. (Цель лечения артериальной гипертонии?. Кргда начинать и как долго лечить?. Принципы лекарственной терапии. Современные лекарства – показания, противопоказания. Что влияет на эффективностьб лечения?. Еще раз о кризе.

Занятие 8. Заключительное занятие (вопросы и ответы)

АНКЕТА для слушателя школы здоровья «Артериальная гипертензия» (предварительное тестирование)

Инструкция: Отвечайте, пожалуйста, искренне, это в интересах Вашего здоровья. Обведите кружком варианты Вашего ответа.
1. Ваш пол- Муж. Жен.

3. Какое Ваше семейное положение?
01. женат (замужем), живете в гражданском браке
02. никогда не был женат (замужем)
03. вдовец
04. разведен

4. Ваше образование:
01. неполное среднее
02. среднее, среднее-специальное
03. высшее

5. Вам известно, что такое гипертония?
01. да
02. нет

6. Знаете ли Вы цифры Вашего давления?
01. да
02. нет

7. Как давно Вас беспокоит высокое давление?
01 .в течение 5 лет

02.от 5 до 15 лет
03.свыше 15 лет
04.не знаю

8. Знаете ли Вы уровень холестерина и сахара в крови? (Если знаете, укажите цифрой)
01 .уровень сахара –
02 .уровень холестерина –
03. не знаю

9. Принимаете ли Вы лекарства от давления?
01. принимаю систематически
02. принимаю по общему состоянию
03.не принимаю

10. Какой у Вас уровень физической активности?
01.в основном сижу
02.в основном хожу
03 .поднимаю и переношу тяжести
04. занимаюсь тяжелой физической работой
05. другое

11. Часто ли Вы употребляете фрукты?
01 .ежедневно
02.1 раз в неделю
03.1 раз в месяц
04. другое

12. Как часто Вы употребляете овощи?
01. ежедневно
02. 1 раз в неделю
03. 1 раз в месяц
04. другое

13. Курите ли Вы?
01. Да
02.Нет

14. Если курите, то, сколько сигарет в день.
01. до 10 штук
02. более 10
03. 1 пачку
04. более 1 пачки
05. затрудняюсь ответить

15. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?
01. ежедневно
02.1 раз в неделю
03.1 раз в месяц
04.не употребляю

16. Считаете ли Вы, что необходим постоянный прием препаратов, снижающих артериальное давление?
01.да
02.нет
03. затрудняюсь ответить

17. Частот ли Вы испытываете чувство дискомфорта или раздражения?
01. часто
02. иногда
03. никогда
04. затрудняюсь ответить

18. Укажите Ваш вес —

19. Укажите Ваш рост —

Программа занятий «Школа больных сахарным диабетом» поликлиника №5 ГАУЗ «Городская больница №5»

Программа состоит из 7 занятий:

Занятие 1. Что такое диабет? Самоконтроль.

Краткое описание сахарного диабета, что такое сахар (глюкоза), с чем он выделяется?

Занятие 2. Инсулинотерапия. Питание больного диабетом, получающего инсулин.

Прием пищи, перемещение питательных веществ и инсулина в организме, пищеварение в кишечном тракте, поступление глюкозы и инсулина в кровь.

Занятие 3. Питание при избыточном весе. Уход за ногами.

О снижении калорийности своего рациона, о продуктах, которые следует употреблять без ограничения, в умеренном количестве, максимально ограничить. О гигиене ног, о нарушении кровообращения при сахарном диабете.

Занятие 4. Гипогликемия. Физическая нагрузка, алкоголь. Правила уменьшения дозы инсулина.

О симптомах при гипогликемии, причинах. Меры противодействия.

Занятие 5. Осложнения сахарного диабета. Сердечно-сосудистые факторы риска.

О диабетическом самоконтроле, об осложнениях при сахарном диабете – поражение артерий и капилляров.

Занятие 6. Правила увеличения дозы инсулина. Тактика при сопутствующих заболеваниях.

О необходимости знать вид, дозу инсулина или сахароснижающих таблеток. О ведении дневника самоконтроля.

Занятие 7. Итоговое занятие.

Анкета слушателя школы здоровья по сахарному диабету (предварительное тестирование)

1. Считаете ли Вы себя в целом здоровым человеком?

2.Проводилось ли у Вас измерение уровня сахара крови за последний год?

3. Какие специалисты когда-либо направляли Вас или рекомендовали провести измерение сахара крови?

01 терапевт или врач общей практики

4. Считаете ли Вы, что у Вас есть риск заболеть сахарным диабетом?

5.Хотели Вы пройти консультацию эндокринолога. чтобы исключить у себя возможность диабета?

6. Знаете ли Вы признаки, появления которых характерно для сахарного диабета?

7.Считаете ли Вы, что ранняя диагностика диабета увеличить срок жизни?

8. Вызывает ли у Вас затруднение обращение к врачу специалисту?

9. Как вы предполагаете какие трудности испытывает человек, больной диабетом в случае отсутствия лечения?

01. Сложности передвижения

02. Снижение мыслительной активности

03. Сосудистые нарушения (инсульт, инфаркт)

04. осложнения на почки

05 Повышение А/Д

06 Снижение уровня зрения

10. Ниже перечислены факторы риска диабета. какие из них можно было отнести к Вам?

01. Наличие родственников. либо знакомых. страдающих сахарным диабетом

02 Избыточная масса тела

03. Повышение А/Д

04. Малоподвижный образ жизни

11. Ниже перечислены возможные признаки, указывающие на наличие диабета:

01. Выраженная слабость. сонливость

02. Постоянное чувство голода

03 Ощущение сухости во рту

04 Частое мочеиспускание (чаще 5 раз в день)

05 Снижение веса

06. Плохое зрение.

12. Страдаете ли Вы какими-либо хроническими заболеваниями?

01. сердечно-сосудистой системы

02. нервной системы

03. органов пищеварения

04. Дыхательной системы

05. Болезней почек

06. Заболеванием глаз

07. Других систем

13. Просьба указать некоторые сведения о себе:

Положение об организации деятельности Школы здоровья для больных с артериальной гипертонией (утв. Приказом Минздрава рф от 24 января 2003 г. N 4)

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией (далее — Школа) создается как структурное подразделение на базе амбулаторно-поликлинического, больничного, санаторно-курортного учреждения, кардиологического диспансера и центра медицинской профилактики.

При формировании групп учитывается однородность больных по степени выраженности артериальной гипертонии. Больные с осложненным течением заболеваний (инфаркт миокарда, инсульт и др.) обучаются и наблюдаются по программе реабилитации.

1.3. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности в отдел медицинской статистики учреждения, на базе которого она функционирует.

1.4. Школа регистрируется в документах официальной учетно-отчетной медицинской документации и включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги».

2. Основные задачи Школы

Основными задачами Школы являются:

— повышение информированности больных с артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений;

— обучение больных с артериальной гипертонией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса);

— обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи, первой доврачебной помощи при обострениях и гипертонических кризах;

— формирование у больных с артериальной гипертонией ответственного отношения к здоровью;

— повышение мотивации у больных с артериальной гипертонией к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

3. Основная деятельность Школы

Основной деятельностью Школы является:

3.1. Обучение больных с артериальной гипертонией по типовым программам.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с артериальной гипертонией, обучающихся в Школе.

3.3. Анализ эффективности обучения больных с артериальной гипертонией.

3.4. Взаимодействие со всеми структурными подразделениями, на базе которых работает Школа.

3.5. Взаимодействие со Школами для больных с артериальной гипертонией в других медицинских учреждениях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.

4 Рекомендуемое оснащение Школы

4.1. Методические материалы для врача.

4.2. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).

Это интересно:  Шалфей при гипертонии: понижает или повышает давление, рецепты, свойства, польза и вред

4.5. Таблицы для определения индекса массы тела.

4.6. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных.

4.7. Оборудование для демонстрации методического материала.

4.8. Канцелярские товары и письменные принадлежности.

4.9. Дневник больного с артериальной гипертонией.

Школа здоровья при гипертонической болезни

Главная » Обзор » Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Гипертония – сложное заболевание сердечнососудистой системы. В России существует школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией, т.к. заболевание очень распространенное и почти каждый третий человек в стране подвержен его воздействию.

Вылечить полностью гипертонию нельзя, но необходимо держать под контролем общее состояние организма, производить манипуляции по профилактике данного заболевания, что поможет избежать отрицательных последствий и поможет увеличить время жизни. Снизить риски осложнений и побочных действий. Увеличить качество жизни. В таких случаях можно полагать, что все медицинские препараты, которые есть в настоящее время не позволят полностью контролировать протекание болезни, и без понимания пациента, выполнения им необходимых мер для поддержания здоровья, контролировать, а тем более излечится не представиться возможным.

Но все возможно, когда человек получает знания для того, чтобы правильно себя вести при таких заболеваниях. Только конкретное осознание всей ситуации дает понять, что не все зависит от врачей и медикаментов, залог здоровья чаще всего лежит в самих пациентах, в их стремлении выздороветь.

ЦЕЛИ

Для таких ситуаций и создаются школы здоровья для больных гипертонией, целью которых является обучение больных гипертонией научится менять свой образ жизни для укрепления общего здоровья организма и стабилизации артериального давления без вмешательства врачей и медикаментов. Создаются специальные программы которые основаны на индивидуальных подходах к каждому пациенту в отдельности.

ЗАДАЧИ

В задачи таким мероприятий входит: мотивирование пациентов для лечения и взаимодействия с медиками, и неукоснительное соблюдение условий лечения пациента; обучения больных гипертонией быть самостоятельными и научится контролировать свое артериальное давление; также все эти меры предназначены для общего развития и получения информации о этом тяжелом заболевании и обучению способов профилактики и лечения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В ожидаемые результаты обучения программы входят: повышение уровня информативных знаний пациентов в лечении и профилактике артериальных заболеваний; ведение образа жизни, соответствующего данному заболеванию; отказ от привычек, мешающих лечению; мотивирование больных на занятие спортом или минимальными физическими упражнениями в сутки; способность самим научится брать под контроль артериальное давление.

Обучение в школах имеют единую структуру которая включает в себя: введение в обучение; общую информативную часть; семинарские формы занятий с пациентами; заключение.

Информационная часть включает в себя справочник работника медицины, который направлен на повышение компетентности больного, на его информирование и осведомление в области данного заболевания, увеличение самосознание и прививание навыков, способствующих общему мотивирующему эффекту. В процессе данной части обучения, пациент должен обучится навыкам, самоконтроля и регуляции своего артериального давления.

В активную или семинарскую форму занятий включается, обучение навыкам необходимым в обычной жизни для контроля артериального давления и методам сохранения и профилактики здорового образа жизни. Описываются конкретные примеры, проводятся практические занятия, которые необходимы для поддержание здорового образа жизни.

Смотрите также:

Школа артериальной гипертензии

Общие сведения

Артериальная гипертония (гипертензия, гипертоническая болезнь) — самое частое хроническое заболевание у взрослых, связанное с повышением артериального давления. Полностью вылечить это заболевание невозможно, однако артериальное давление можно держать под контролем. Повышенное давление – один из трех факторов риска ишемической болезни сердца, которые можно контролировать (риск в данном случае подразумевает не только то, как высоко поднимается давление, но и время, в течение которого наблюдается повышенное давление).

Своевременный контроль над давлением поможет снизить риск заболеваний почек. Чем раньше вы выявили артериальную гипертензию и начали за ней наблюдать в динамике, тем меньше риск развития осложнений гипертонической болезни в будущем.

Симптомы артериальной гипертензия

Повышение артериального давления может не сопровождаться никакими симптомами и выявляться случайно, при измерении артериального давления. В некоторых случаях возможно появление головной боли, головокружения, мелькания мушек перед глазами.

Осложнения

  • инсульт;
  • инфаркт;
  • нарушения зрения;
  • сердечная недостаточность;
  • почечная недостаточность.

Что можете сделать вы

Снизить артериальное давление и тем самым снизить риск ишемической болезни сердца можно следующими способами:

Если вы страдаете от избыточного веса, следует сбросить его хотя бы частично, поскольку излишний вес повышает риск развития гипертонии. Похудев на 3-5 кг, вы сможете снизить давление и в последующем хорошо контролировать его. Добившись более низкого веса, вы сможете также снизить уровень холестерина, триглицеридов и сахара в крови. Нормализация веса остается по-прежнему самым эффективным безмедикаментозным методом контроля давления.

Регулярно делайте зарядку. Регулярные упражнения на свежем воздухе, такие как ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание могут предотвратить повышение артериального давления. Стоит отметить, что если хотьба, плавание, бег и т.д. не требуют дополнительно никаких технических средств, то для езды на велосипеде это необходимо. Основная проблема заключается в том, что велосипед может сломаться в любой момент. И тут потебуется ремонт велосипеда (Москва), подробнее на сайте http://ремонт-велосипедов.москва. Более энергичная физическая активность поможет также снизить вес и уменьшить влияние стресса на организм. Специалисты рекомендуют делать зарядку от 30 до 60 минут 3-5 раз в неделю.

Следите за тем, чтобы пища была не очень соленая. Следует ограничить суточное потребление соли до 2,4 мг. Добиться этого можно, если меньше солить пищу, отказаться от употребления консервов, полуфабрикатов, продуктов быстрого питания.

Ограничьте употребление алкоголя. Замечено, что у людей, чрезмерно употребляющих спиртное, чаще наблюдается гипертония, прибавка в весе, что делает контроль артериального давления затруднительным. Лучше всего не пейте алкогольные напитки вообще или ограничьте употребление до двух напитков в день для мужчин и одного для женщин. Под словом «напиток» в данном случае подразумевается, например, 350 мл пива, 120 мл вина или 30 мл 100-градусного ликера.

Употребляйте больше калия, поскольку таким образом можно также снизить артериальное давление. Источниками калия являются различные фрукты и овощи. Желательно есть не менее пяти порций овощных или фруктовых салатов, десертов в день.

Крайне важно бросить курить, т.к. курение само по себе хотя и не вызывает артериальную гипертонию, но тем не менее является значительным риском ишемической болезни сердца.

Пища должна быть не очень жирная. Наблюдения показывают, что маложирная диета помогает снизить уровень холестерина в крови и тем самым снизить риск заболевания коронарных сосудов. К тому же маложирная диета способствует похудению.

Если ваш врач прописал какое-либо гипотензивное лекарство, принимайте строго так, как говорит вам врач. О любых побочных реакциях и нежелательных эффектах сообщайте врачу. Не прекращайте прием лекарств, не посоветовавшись с врачом.

Регулярно посещайте врача. После того, как вы добились желаемого эффекта, и давление снизилось, необходимо постоянно контролировать его. К сожалению, нет каких-либо четких внешних признаков, по которым вы бы могли понять, что давление снова повышается. Рекомендуют регулярно измерять артериальное давление дома и посещать врача, по крайней мере, раз в год (для контроля общего состояния и эффективности проводимой терапии).

Что может сделать ваш врач

Врач должен установить диагноз, провести дополнительное обследование (проверить состояние глазного дна, функцию почек, исследовать сердце), может назначить антигипертензивную терапию, выявить возможные осложнения. Обычно пациента с впервые выявленной артериальной гипертензией госпитализируют для проведения всех необходимых исследований и подбора терапии. Выделяют различные степени тяжести артериальной гипертензии (это определяется как цифрами артериального давления, так и наличием различных осложнений). Итак, если вам поставили диагноз артериальной гипертензии, то вам следует:

  • обязательно принимать все препараты, которые назначил врач (соблюдайте рекомендации врача и обязательно прочитайте инструкцию);
  • принимать лекарства в одно и то же время дня;
  • никогда не пропускайте прием лекарств из-за того, что ваше давление в норме. Лучше обсудите ваши наблюдения с врачом.
  • обязательно пополняйте запас лекарств до того, как они заканчиваются. Не прекращайте прием препаратов, если показатели давления стали нормальными. Они стали нормальными именно потому, что вы принимаете медикаменты.

Профилактика артериальной гипертензии

Если у членов вашей семьи наблюдается артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь), или вы старше 30 лет, регулярно измеряйте давление. Откажитесь от курения, употребления спиртных напитков. Соблюдайте маложирную и малосоленую диету. Делайте зарядку, желательно на свежем воздухе (езда на велосипеде, бег, активная ходьба). Старайтесь избегать стрессов, научитесь преодолевать стрессовые ситуации. Поддерживайте нормальный вес тела.

© , УЗ «Толочинская Центральная районная больница»

Деятельность Школ здоровья для больных артериальной гипертонией в лечебно-профилактических учреждениях Липецкой области

Большая доля в оптимизации, совершенствовании и расширении охвата доступности и улучшения качества медицинской профилактической помощи населению приходится на школы здоровья, поскольку именно школа здоровья, обращаясь к проблемам здоровья группы пациентов, помогает для каждого из них выделить индивидуальные приоритеты, что важно для поддержания намерений пациентов к оздоровлению поведенческих привычек.

Школа здоровья для больных артериальной гипертонией является, по сути, технологией группового профилактического консультирования, успеху которого способствует доверительная атмосфера общения врача и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Вместе с тем, советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, а обучение в группе позволяет обеспечить необходимую социальную поддержку.

Обучаемыми, в основном, являются пациенты с АГ I-III степени, с низким, средним, высоким и очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений. Пациенты «Школ здоровья» после обучения владеют необходимой информацией по укреплению и сохранению здоровья, предотвращению потенциальных заболеваний, и, кроме того, получают практические навыки.

Основные цели обучения в Школах больных артериальной гипертензией:

  • Расширить знания пациентов о причинах, симптомах повышения АД и осложнениях АГ (гипертонический криз, преходящее нарушение мозгового кровообращения, стенокардия, инфаркт миокарда);
  • Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющие риск развития его осложнений;
  • Обучить больных артериальной гипертензией проведению самооценки и самоконтроля в домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при повышении артериального давления.
  • Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при артериальной гипертонии;
  • Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния на здоровье;
  • Убедить в необходимости контроля массы тела и поддержания её на оптимальном уровне;
  • Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.

Полный цикл обучения в школе здоровья состоит из 8 занятий, разработанных с учетом вопросов, которые наиболее часто задают врачу пациенты с артериальной гипертензией:

  • Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии? (презентация к занятию)
  • Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии? ( презентация к занятию)
  • Занятие 3. Ожирение, артериальная гипертония, метаболический синдром. (презентация к занятию)
  • Занятие 4. Физическая активность и здоровье. (презентация к занятию)
  • Занятие 5. Курение и здоровье (занятие для курящих пациентов). (презентация к занятию)
  • Занятие 6. Стресс и здоровье. (презентация к занятию)
  • Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как стимулировать интерес к лечению? (презентация к занятию)
  • Занятие 8. Заключительное занятие.

В Липецкой области на базе лечебно-профилактических учреждений здравоохранения функционируют 39 «Школ здоровья больных артериальной гипертензией» :

  • в государственном учреждении здравоохранения «Липецкая областная клиническая больница» и в государственном санаторно-курортном учреждении детский санаторий «Мечта»;
  • 14 в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Липецка;
  • 4 в МУЗ г. Ельца;
  • 20 школ для пациентов в центральных районных больницах (Грязинского, Лебедянского, Долгоруковского, Становлянского, Хлевенского, Добровского, Добринского, Тербунского, Краснинского, Воловского, Чаплыгинского, Данковского, Елецкого, Задонского, Липецкого, Усманского районов).

За 9 месяцев года в Школах здоровья больных артельной гипертензией было обучено 5049 человек.

Уважаемые посетители сайта!

Для получения более подробной информации о возможности посещения Школ здоровья для больных артериальной гипертензией Вы можете обратиться к специалистам кабинетов (отделений) медицинской профилактики и к врачам-терапевтам лечебно-профилактических учреждений области.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, artzdrav.ru, gigabaza.ru, studfiles.net, www.vzdorovomtele.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector