Давление у водителей: норма, предрейсовые осмотры

В 2002 году Минздрав России и Минтранс России подготовили Методические рекомендации. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (Приказ от 29.01.2002). Акт носит рекомендательный характер и был выпущен в дополнение к Положению об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автомобилей, утвержденному Приказом Минздрава России от 14.05.1997 N 140, и, как уже указывалось в предыдущем пункте настоящего параграфа, отмененному в 2003 году.

Предрейсовые осмотры проводятся с целью своевременного определения нарушений и отклонений в состоянии здоровья водителей, выявления лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автотранспортным средством как с позиции обеспечения безопасности движения, так и охраны их здоровья.

Проведение предрейсовых осмотров или обеспечение их прохождения водителями является обязанностью работодателя, имеющего автотранспорт.

Предрейсовые медицинские осмотры (ПМО) водителей проводятся:

— либо медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях, и других организаций, входящих в состав поликлиник (амбулаторий) на правах их структурных подразделений;

— либо медицинским персоналом по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи;

— либо медицинскими работниками, входящими в штат работодателя, имеющими соответствующие сертификаты и прошедшими специальное обучение (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).

Предрейсовый осмотр водителя осуществляется перед его выездом на линию (началом рабочей смены). Водитель должен явиться на осмотр с путевым листом. Уже при входе водителя в медицинский кабинет анализируется, как работник заходит в помещение, его внешний вид и поведение.

Согласно Положению об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автомобилей обязательному предрейсовому осмотру подлежат водители:

1) выделенные в группу риска. В группу риска включаются водители, склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами, а также длительно и часто болеющие (страдающие хроническими заболеваниями) и водители старше 55 лет. Для включенных в группу риска водителей, больных гипертонической болезнью, определяется индивидуальная норма артериального давления по результатом замеров при не менее чем десяти предрейсовых осмотров, скорректированная, по возможности, по результатам послерейсовых осмотров. Водители, вошедшие в группы риска, должны подвергаться текущим и послерейсовым медицинским осмотрам и находиться под особым вниманием медицинских работников;

2) включенные в группу диспансерного наблюдения. Список лиц, состоящих на диспансерном учете, в котором указывается диагноз каждого водителя, и краткие рекомендации по допуску к работе составляются медицинским работником 1 раз в год, а также при первичном выявлении больных.

3) допущенные к работе в порядке индивидуального допуска;

4) длительно и часто болеющие (более 3 случаев или 30 дней временной нетрудоспособности из-за болезни за предшествующий осмотру год);

5) отстранявшиеся от работы по причине алкогольного опьянения за предшествующий осмотру год;

6) со стажем работы водителем менее 1 года;

7) старше 55 лет, а женщины — 50 лет.

Осмотр начинается с опроса работника, в ходе которого выясняется субъективное самочувствие водителя, его настроение, продолжительность сна, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья.

После сбора анамнеза исследуется состояние кожных покровов водителя на предмет наличия расчесов, ссадин, следов от инъекций на тыльной части кистей и кубитальных ямок, бледности или покраснения кожи. Затем определяется состояние слизистых глаз и склер (гиперемия, желтушность), зрачков (сужены или расширены) и их реакция на свет (живая, вялая или отсутствует); при наличии объективных показателей измеряется температура тела.

В обязательном порядке определяется артериальное давление и пульс, наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов. При наличии соответствующих показаний проводятся любые другие медицинские исследования, необходимые для решения вопроса о допуске к работе.

Основаниями для отстранения от работы водителей автотранспортных средств являются следующие отклонения в состоянии здоровья:

1) при выявлении признаков временной нетрудоспособности:

— наличия симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37° С, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную боль и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т. п.);

— повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменений артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя;

2) при выявлении признаков воздействия лекарственных или иных веществ, влияющих на работоспособность водителя;

3) при недостаточном отдыхе перед сменой;

4) при выявлении признаков нахождения под действием алкоголя, наркотических и психотропных препаратов или токсикантов, нарушающих функциональное состояние.

Если медосмотр проводится на базе работодателя, то отстраненные от работы по состоянию здоровья водители направляются в дневное время к дежурному врачу лечебно-профилактического учреждения. В том случае, если отстранение водителя от работы связано с временной утратой трудоспособности и произошло в вечернее или ночное время, когда в лечебно-профилактическом учреждении нет приема, медицинский работник, оказав первую помощь, предлагает водителю явиться на следующий день в поликлинику, а в случае необходимости — вызвать врача на дом. При этом водителю выдается справка, в которой указывается час освобождения от работы, приводятся краткие данные о характере заболевания или травмы, о температуре тела и т. д. Справка составляется в произвольной форме и подписывается медицинским работником.

Если водитель по результатам осмотра в лечебно-профилактическом учреждении будет признан временно нетрудоспособным, ему выдается больничный лист. Если же работник будет признан трудоспособным, ему выдается справка об отсутствии противопоказаний для допуска к работе, на основании которой он допускается к управлению автотранспортным средством, а в направлении делается отметка о времени пребывания на приеме у врача. Допуск к работе лиц, страдающих гипертонической болезнью или явной гипотонией, осуществляется строго индивидуально по рекомендациям лечащего врача. Эти рекомендации заносятся в карту состояния здоровья водителя. Карта заполняется медицинским работником на водителей, имеющих хронические заболевания.

По результатам предрейсового осмотра ведется полицевой учет отстраненных от рейса водителей, для чего используется бланк карты амбулаторного больного (форма 025/у-87), в которую заносятся результаты освидетельствования (анамнез, объективные данные, причина отстранения).

При выявлении у водителя отклонений в работе сердечно-сосудистой системы (артериальное давление и иные), характерных изменений окраски кожных покровов, слизистых глаз, склер, узких или широких зрачков (неадекватных освещению в медицинском кабинете), слабой или отсутствующей реакции зрачков на свет, а также отклонений в поведении, нарушении походки и речи, тремора пальцев рук, век, запаха алкоголя изо рта, то (при отсутствии воспалительных заболеваний, а также данных о предыдущем повышении или понижении артериального давления) медицинский работник обязан провести такому водителю контроль трезвости.

При проведении контроля трезвости для определения состояния здоровья осматриваемый водитель в обязательном порядке должен быть подвергнут клиническому обследованию, и должна быть проведена лабораторная диагностика биологических сред водителя (выдыхаемый воздух и моча). В Методических рекомендациях по организации и проведению медицинских предрейсовых осмотров особо подчеркнуто, что забор крови медицинским работником организации категорически запрещен.

Наличие или отсутствие факта употребления различных психоактивных веществ и состояние опьянения определяются по комплексу поведенческих, вегетативно-сосудистых, соматических, двигательных и неврологических расстройств в сочетании с обнаружением в биологических средах этанола, наркотического средства или токсиканта.

Промежуточные результаты контроля трезвости указываются в протоколе контроля трезвости, составляемом в 2 экземплярах по форме, приводимой в Приложении 6 к настоящему пособию (1 экземпляр протокола остается у медработника, второй — передается руководителю организации).

В протоколе подробно описываются особенности поведения водителя, его реакция на проводимое обследование, предъявляемые жалобы.

В Методических рекомендациях по организации и проведению медицинских предрейсовых осмотров медицинским работникам, проводящим контроль трезвости, рекомендуется обратить внимание на следующие проявления:

1) прием различных психоактивных веществ, как правило, вызывает нарушение со стороны опорно-двигательного аппарата: нарушаются походка, ориентировка в пространстве (пальценосовая проба), координация (проба Ромберга), зрачки сужены или расширены и слабо реагируют на свет или фотореакция вовсе отсутствует; наблюдается тремор пальцев рук и век;

2) о факте употребления алкоголя, в первую очередь, свидетельствует наличие запаха алкоголя, перегара изо рта. Отсутствие такого запаха при наличии явных клинических отклонений в состоянии испытуемого указывает на употребление наркотических средств или токсикантов. В этом случае более внимательно осматриваются кожные покровы в кубитальных ямках, тыльной части кистей, стоп, внутренней области бедер;

3) поведение обследуемого в состоянии опьянения может иметь и другие проявления: нередки суетливость, подозрительность, реакции рассеяния; довольно часто со стороны обследуемого водителя обнаруживается тенденция к диссимиляции, обычно это проявляется в отказе или неправильной даче биосред для анализа на алкоголь (неправильное продувание выдыхаемого воздуха, попытки подменить анализы и т. д.); отмечаются также случаи «непонимания» инструкций, невыполнения отдельных функциональных проб, попытки затруднить освидетельствование, уйти от контакта с медработником. Регистрация указанных феноменов имеет существенное диагностическое значение, поскольку косвенно свидетельствует о возможности предшествующего потребления алкоголя, наркотиков и других психотропных средств;

4) при оценке психического состояния необходимо обращать внимание на преобладающий фон настроения осматриваемого водителя, указывать, если это имеет место, на значительную выраженность эмоциональных реакций (эйфоричность, апатию, напряженность, тревогу, раздражительность, неустойчивость настроения). Также рекомендуется обращать внимание на особенности протекания интеллектуальной деятельности, указывать в соответствующих случаях на затруднения при концентрации внимания, рассеянность, повышенную отвлекаемость, излишнюю обстоятельность. Рекомендуется задавать обследуемому интеллектуальные задачи (например, вычитание по семь из ста, запоминание ряда чисел, ассоциативный тест, называние предметов на какую-либо букву и т. д.). Важную информацию дают также наблюдения за характером речи обследуемого, выговариванием отдельных звуков, словосочетаний, эмоциональными модуляциями голоса. В состоянии опьянения часто выявляются «смазанность» произношения, иногда речь приобретает скандированный оттенок, появляется монотонность. Указанные особенности обычно обнаруживаются при произнесении скороговорок, чтении вслух, счете;

Это интересно:  Браслет для измерения давления и пульса – обзор умных фитнес-трекеров

6) в совокупности с другими признаками интоксикации медицинским работникам рекомендуется обратить внимание на такой симптом, как покраснение склер глаз. Характерным отклонением от нормы также является увеличение частоты сокращений сердца свыше 100 в минуту. При проведении освидетельствования у обследуемых лиц признаками употребления алкоголя могут быть: гиперемия кожных покровов, изменения артериального давления, частоты дыхания и температуры тела.

После завершения клинического обследования и выявления при этом признаков употребления алкоголя или других психоактивных веществ проводится исследование биологических сред на наличие в них различных групп психоактивных веществ. Для этого могут быть использованы разрешенные Минздравом России газовые анализаторы выдыхаемого воздуха (качественные и количественные алкометры) и различные варианты экспресс-тестов мочи.

Для определения факта употребления алкоголя используются следующие инструментальные методы: проба Раппопорта, трубки Мохова-Шинкаренко и «Контроль трезвости», приборы АГ-1200, ППС-1, ППС-2.

Для прямой диагностики употребления наркотических средств, психотропных или токсических веществ применяют лабораторные исследования. Минздрав и Минтранс России рекомендуют использовать диагностические тест-системы, основанные на методе иммунохроматографического анализа. Тест-системы позволяют в полевых условиях, в отсутствие возможности лабораторной диагностики, в течение нескольких минут опровергнуть или подтвердить даже однократный прием наркотических средств или психотропных веществ. Высокая чувствительность тестов делает возможным определение биологических веществ и маркеров различных заболеваний в ничтожно малых концентрациях. Надежность тестов многократно подтверждена испытаниями, проводившимися в ведущих научно-исследовательских институтах. Достоверность тестов при соблюдении инструкций достигает 100%. С помощью тестов определяется почти вся гамма наркотических средств и психотропных веществ, известных в настоящее время в России.

В настоящее время Минздравом России разрешены иммунохроматографические экспресс-тесты (полоски, наборы полосок, плашки) для выявления содержания наркотических веществ в моче у лиц, употребляющих наркотические вещества. Тесты КвикСкрин (QuickScreen тм) применяются для выявления следующих наркотиков в моче (регистрационное удостоверение МЗ N 2001/116 от 22.02.2001): амфетамина, аннабиноидов (марихуана), опиатов, метамфетамина, кокаина, бензодиазепинов, барбитуратов, фенциклидинов, метадона.

Для одновременного выявления в моче применяются следующие тесты:

— для опиатов, каннабиноидов (марихуаны) — OPI-THC мультитест;

— опиатов, каннабиноидов (марихуаны), амфетамина — OPI-THC-АМР мультитест;

— опиатов, каннабиноидов (марихуаны), амфетамина, кокаина, бензодиазепинов — OPI-THC-AMP-COC-BZD мультитест.

Институтом биохимии им. А. Н. Баха Российской академии наук разработаны и производятся отечественные экспресс-тесты для определения следующих типов наркотических веществ в моче: опиатов (ИН-БИ-опиаты) и марихуаны (ИНБИ-марихуана).

При проведении обследования на предмет содержания наркотических веществ в организме обследуемого необходимо помнить о том, что согласно статье 54 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. на 09.05.2005) наркологическая помощь больным наркоманией оказывается по их просьбе или с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Поэтому для проведения обследования водителя на предмет содержания в организме наркотических веществ необходимо его согласие, которое должно быть оформлено в письменной форме. Согласие на это обследование может быть предусмотрено в трудовом договоре или в отдельном документе.

Результаты тестирования (они рассматриваются как предварительные) оформляются протоколом по форме, приводимой в Приложении 7 к настоящему пособию.

Полученные данные клинического обследования и результаты лабораторных исследований биологических сред подлежат оценке и служат основанием для вынесения одного из нижеперечисленных заключений:

— установлен факт потребления алкоголя (единичные клинические отклонения, запах алкоголя или перегара изо рта, положительный результат при качественном или количественном (до 0,09 промилле) исследовании выдыхаемого воздуха алкометром или экспресс-тестом мочи);

— алкогольное опьянение (полный комплекс клинических изменений и лабораторное подтверждение);

— состояние одурманивания (явные клинические отклонения в состоянии обследуемого водителя при сомнительности или отсутствии лабораторного подтверждения);

— наркотическое опьянение (наличие клинических признаков опьянения и обнаружение в биологической среде наркотического вещества);

— трезв, признаков употребления психоактивных веществ не выявлено.

Каждый случай контроля трезвости регистрируется в специальном пронумерованном, прошнурованном журнале, скрепленном печатью организации или учреждения здравоохранения. В журнале записываются: фамилия, имя, отчество, возраст, место работы и должность, причина направления на обследование, кем направлен, дата и время проведения контроля трезвости, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника.

При неясной или неполной клинической картине опьянения, сомнительных результатах лабораторного исследования, противоречивости данных клинического и лабораторного обследования, а также несогласии испытуемого с заключением проведенного контроля трезвости медицинский работник обязан подготовить руководителю организации представление для направления его в территориальное лечебно-профилактическое учреждение и проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости.

Лица, подлежащие врачебному освидетельствованию в медицинских учреждениях, должны быть доставлены к месту его проведения как можно быстрее, но не позднее 2 часов с момента выявления состояния опьянения. Для направления на врачебное освидетельствование составляется документ по установленной форме (см. Приложение 8 к настоящему пособию).

При наличии резко выраженных признаков опьянения, а также отказа обследуемого лица от освидетельствования, аппаратного либо тестового исследования работодателем составляется акт о появлении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии.

При решении о допуске водителя к управлению автомобилем, принимаемом медицинским работником, учитывается принадлежность водителя к одной из групп риска, возраст, стаж, условия работы, характер производственных факторов. Положительное решение принимается при отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха.

В этом случае медицинский работник ставит в путевом листе штамп «прошел ПМО». В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.

Отстранение работника от работы по результатам предрейсового осмотра осуществляется в порядке, установленном статьей 76 Трудового кодекса РФ (см. § 4 главы 2 настоящего пособия).

Медицинский работник ежемесячно подводит итоги предрейсовых медицинских осмотров с анализом причин отстранения от работы водителей, и результаты доводит до сведения руководителя организации. Последний проверяет результаты осмотров и решает вопрос о применении к водителям, употребляющим алкоголь и наркотики, психотропные вещества, дисциплинарных взысканий (вплоть до расторжения трудового договора).

В дополнение к предрейсовым осмотрам в организации могут проводиться послерейсовые осмотры (особенно водителей группы риска). Частота их проведения и контингент для обследования определяются медицинским работником и устанавливаются работодателем.

Как правило, вопросы проведения осмотров водителей регламентируются таким локальным нормативным актом организации, как «Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств». В помощь работодателям Минздрав России и Минтранс России разработали и рекомендовали для использования Типовое положение, которое может быть использовано в качестве образца при разработке собственного Положения.

В связи с поступающими с мест запросами о подготовке медицинского персонала для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и их медицинского освидетельствования на состояние опьянения Министерство пояснило, что медицинское освидетельствование водителей транспортных средств на состояние опьянения в соответствии с Правилами медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортных средством, и оформления его результатов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2002 N 930) проводятся врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку, а в сельской местности, при невозможности проведения освидетельствования, — врачом-фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, который также должен иметь соответствующую специальную подготовку.

Какие бывает возрастные нормы давления водителей

При обследовании людей, которые в связи со своей профессией вынуждены регулярно управлять транспортными средствами, учитываются возрастные нормы давления водителей. Они позволяют врачу понять, можно ли конкретному человеку садиться за руль. Если во время измерения артериального давления тонометр покажет высокие значения, то специалист не даст ему разрешение приступить к работе до нормализации состояния.

Предрейсовые осмотры водителей

Водители рейсовых автобусов перед выходом на работу должны проходить медицинский осмотр. Такая мера необходима для преждевременного обнаружения патологических состояний и нарушений, которые могут нанести вред их здоровью. Данная диагностика по стандарту проводится непосредственно на предприятии персоналом, который имеет сертификаты, закрепленные клиникой.

Медицинский осмотр должен проводиться перед началом рабочей смены, то есть перед тем, как автобус отправится в первый рейс. Это обязательное условие. Сотрудник предприятия должен подойти к специалисту со своим личным листом обхода. Тот оценит его внешний вид и поведение. Во время предрейсовой диагностики обязательно обследуются работники:

  1. Находящиеся в группе риска. В эту категорию попадают водители, которые имеют склонность к злоупотреблению спиртными напитками, принимают психотропные препараты или имеют жалобы на частые случаи повышения артериального давления;
  2. Относящиеся в диспансерной группе;
  3. Имеющие пропуск в виде личного допуска;
  4. Часто страдающие от различных заболеваний;
  5. Имеющие стаж работы меньше 1 года.

Обязательная часть предрейсового медосмотра — измерение АД

Предрейсовый осмотр проводится по стандартной схеме и занимает не так много времени. Данная процедура включает в себя несколько важных этапов, которые помогают специалисту точно понять, работоспособен ли человек, находящийся перед ним. Осмотр состоит из таких процедур:

  • Беседа о самочувствии человека, наличия у него жалоб на недомогание;
  • Осмотр глаз и тела;
  • Проверка реакции зрачков;
  • Проверка частоты сердцебиения и показателей артериального давления;
  • Проведение теста на алкогольное опьянение.
Это интересно:  Давление 200 на 100: что делать при показателях 200 на 110, 120, 130, 140

Врач может разрешить водителю приступить к работе, если выявленные им показатели не превышают допустимое значение по медицинским нормативам.

Сотрудник, который по состоянию здоровья не может выйти на работу, должен отправиться в медсанчасть. Ему будет выписан больничный лист. Если же никаких нарушений врач не выявит, то водитель получит справку о дееспособности и отсутствии противопоказаний к вождению транспортного средства.

Чем высокое давление опасно для водителей

При плохом самочувствии водителю трудно следить за дорогой

Гипертония, особенно в обостренном состоянии, очень опасна для водителя и его пассажиров. Все потому, что из-за болезни в дороге он может почувствовать себя плохо и неумышленно создать аварийную ситуацию. Поэтому нужно перед каждым рейсом проверять давление и сравнивать его показатели со значениями, которые должны быть у дееспособного сотрудника.

Одним из главных симптомов высокого артериального давления является сильная головная боль. Она может сопровождаться головокружением. При таком недомогании категорически запрещается садиться за руль транспортного средства, так как человеку вряд ли удастся справиться с управлением. К тому же во время поездки в случае ухудшения самочувствия гипертоник может потерять сознание, стать слишком рассеянным.

Каждый водитель должен понимать, насколько большая ответственность на нем находится. Поэтому люди, которые занимается перевозкой пассажиров, должны со всей ответственностью подходить к вопросам своевременных осмотров у врачей и проведения лечебных мероприятий для подавления болезненных состояний. Только так можно обеспечить безопасность во время поездки самому себе и тем, кто находится внутри транспортного средства.

Норма давления для допуска к работе

Существует категория нормативов, которые помогают врачу и водителю понять, какое давление нормально для их возрастной группы и профессии. Допустимое АД должно определяться в соответствии с индивидуальными особенностями организма человека. Норма может устанавливаться в определенных рамках.

В зависимости от возраста водителя, границы допустимого артериального давления могут смещаться в большую сторону. Для людей такой профессии нормальный показатель не должен превышать 140 на 90 мм рт. ст. Наиболее оптимальным считается уровень 120 на 80 мм рт. ст.

Водителю не удастся выйти на работу, если его давление превышает 140 на 90 мм рт. ст. Он будет временно отстранен от рейсов. Также садиться за руль запрещается сотрудникам, у которых выявлен сбой сердечного ритма.

Законодательство по предрейсовым медицинским осмотрам

Мы работаем в рамках Российского законодательства и несем ответственность за качество предоставленных услуг. Это гарантия профессионального обслуживания, с которым не возникает проблем у водителей, выезжающих в рейс.

Новый закон №17 от 18/01-17 внес поправки в Приказ Министерства Транспорта РФ №152 (18/09-08).

Данное предписание гласит:

  • Отменить строку п.12, где говорится об обязательном постановлении в путевом листе печати (штампа) предприятия (предпринимателя).
  • Пункт 16.1 данного Приказа дополнить фразой: “Обязать лиц, контролирующих техническое состояние транспорта, выезжающего на линию, указывать время прохождения техосмотра, заверенное подписью с указанием ФИО (фамилию прописывать полностью)”.

Примечание: В связи с этими новшествами, следите за временем прохождения предрейсового медосмотра и техосмотра транспорта. Они не должны совпадать. Между ними предполагается разрыв от 15 до 30 минут. На это обращают внимание проверяющие инстанции (например, Трудовая Инспекция).

Нормативно-правовая база проведения предрейсовых медосмотров

Правовая база медосмотров водителей регламентируется нормативными документами:

  • Трудового Кодекса;
  • Федеральных законов;
  • указов;
  • предписаний Минздрава и Минтранса РФ;
  • распоряжениями и рекомендательными письмами уполномоченных лиц государства;
  • постановлениями арбитражных судов.

Приказ №835 » Об утверждении Порядка проведения предрейсовых (послерейсовых), предсменных (послесменных) медосмотров»

Рассмотрим ту часть документа, которая касается предрейсовых осмотров, т. к. они являются обязательными для всех работающих водителей. Исключения предусмотрены только для экстренных служб: их работникам предписывается обязательное предсменное медицинское освидетельствование.

Когда проводится предрейсовый медосмотр?

В п.4 приложения указывается: осмотр проводится перед началом рабочего дня водителя.

  • Согласно нормативному документу (Приказ Минтранса №15 от 20/08-04, п. 15), время прохождения медосмотра, инструктажа, технического состояния транспорта является рабочим.
  • Медработник должен проводить осмотры в течение всего рабочего дня водителя, управляющего автотранспортом (п. 6). Исключение предусмотрено для работников экстренных служб.

Кто оплачивает расходы на проведение медосмотра?

В п. 7 данного закона говорится, что все финансовые затраты на проведение осмотров водителей ложатся на работодателя.

Кто имеет право проводить осмотры?

Это может быть: медучреждение; лицензированная организация; нанятый работник, зачисленный в штат транспортного предприятия.

К лицу, осуществляющему предрейсовый медосмотр предъявляется ряд требований:

  • Медработник обязан иметь специальное образование, пройти обучение, получить сертификат и лицензию на оказание данного вида услуг.
  • Какие судебные решения принимаются по предрейсовым осмотрам при не соблюдении ФЗ
  • С организацией, оказывающей услуги по предрейсовым медосмотрам, работодатель заключает договор, в котором прописываются все нормы сотрудничества. Таким образом часть ответственности за качество осмотра берет на себя медучреждение.

Какие процедуры входят в осмотр водителя?

При осмотре медработник выявляет по внешнему виду, поведению, показаниям алкотеста состояние водителя.

  • При подозрении на опьянение (алкогольное, наркотическое, токсическое) проводится более тщательное обследование, требующее дополнительного анализа: взятия мочи.
  • При отказе, выписывается направление в поликлинику, запрещается выходить в рейс. Данная процедура регламентируется приказом Минздрава РФ №40 от 26 февраля.
  • При отсутствии вышеописанных симптомов проводится опрос о наличии жалоб на здоровье, измеряется температура, проверяется пульс.
  • Обязательно измеряется артериальное давление. Если показания имеют отклонение от нормы, можно перемерить давление через 15 – 20 минут, чтобы убедиться в объективности показаний и выписать направление в поликлинику.

Некоторые аспекты, касающиеся осмотра водителей, прописываются в договоре с медучреждением (способ оповещения работодателя, причины отстранения водителей, выявление группы риска и т. п.).

Журнал предрейсового осмотра

Форма ведения журнала разработана в советский период и не отвечает новым требованиям фиксирования данных осмотра. Поэтому с этим документом возникают проблемы. Чтобы выйти из положения и внести в отчетный документ необходимые данные, приходится «нарушать» установленный образец заполнения журнала.

Разные организации выходят из положения, добавляя требуемые графы к утвержденной форме журнала.

  • Согласно п. 14 приложения, перечень данных о работнике, который необходимо отразить в журнале, имеет дополнительные пункты: дата рождения, пол и подпись водителя. То, где и как их прописать, придется решать самостоятельно.
  • В новом законе №835 предписывается иметь отдельный журнал для предрейсовых осмотров.
  • Этот отчетный документ разрешается иметь в бумажном или в электронном виде. В последнем варианте усиленная электронная подпись должна быть не только у медика, но и у каждого водителя.

О чем информирует штамп медосмотра?

Штамп содержит информацию о медорганизации, враче и надпись: “Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен”. Согласно новым правилам печать должна содержать:

  • Дату осмотра.
  • Время осмотра.
  • Подпись врача и ее расшифровка, с указанием полного имени, фамилии, отчества (Николаев Николай Николаевич).

Ответственность за несоблюдение правил проведения предрейсовых осмотров

  • Владельцам предприятий и ИП, использующим автотранспорт организовать проведение предрейсовых медосмотров водителей, выходящих на линию.
  • Привлечь к этому медработников (организацию) со специальным образованием, прошедших обучение, имеющих лицензию на оказание услуги.
  • За нарушение закона об охране труда, как это трактуется в приказе, предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил проведения предрейсовых осмотров

Согласно КоАП ст. 11.32, за нарушение законодательства при выезде водителя на линию без медосмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • Если в путевом листе отсутствует штамп предрейсового медосмотра, водитель наказываются штрафом: от 1 до 1,5 тыс. рублей.
  • Служащие, отвечающие за организацию осмотров: от 2 до 3 тыс. рублей.
  • Предприятие или ИП: от 30 до 50 тыс. рублей.

Примечание: Административное наказание на лиц, отвечающих за организацию осмотров, налагают не только при проверке на дороге. Это могут сделать контролирующие органы при выявлении нарушения на транспортном предприятии (в компании).

Уголовное наказание за несоблюдение правил проведения предрейсовых осмотров

Если ДТП с жертвами произошло по причине неудовлетворительного состояния здоровья водителя, уголовному наказанию подвергаются граждане, причастные к организации медосмотров (УК РФ ст. 143):

  • Накладывается штраф в размере: 200 тыс. рублей (или сумме, равной 18-кратному объему заработной платы).
  • В зависимости от тяжести нанесенного ущерба, виновным назначают: исправительные работы до 2 лет; лишение свободы на 1 год.
  • При смерти потерпевшего в ДТП причастные лица получают до 3 лет лишения свободы.

Важно! Соблюдение законов – это не только вынужденная мера по обеспечению безопасности движения на дорогах, но часть мероприятий по сохранение жизни всех участников движения.

Какие требования выдвигает закон к осмотрам водителей транспортных средств перед их отправлением в рейс?

Также желательно проводить и послерейсовые осмотры, но это не является обязательным для выполнения. В такой ситуации работодателю позволяют самостоятельно принимать решение: обследовать своих работников после поездок или нет.

Такие осмотры никогда не станут лишними по отношению к работникам, которые находятся в «группе риска», то есть часто болеют, имеют хронические заболевания, злоупотребляют спиртными напитками либо просто являются работающими пенсионерами.

Важно! Согласно законодательной базе, перевозчики, которые занимаются транспортировкой людей или опасных грузов, должны проходить такие осмотры в обязательном порядке.

Благодаря обследованию у специалистов можно определить:

  • достаточно ли здоров работник (в данном случае — водитель транспортного средства);
  • не подвергался ли его организм переутомлению накануне поездки;
  • нет ли у водителя похмельного синдрома;
  • не принимал ли он алкогольные, наркотические или другие запрещенные вещества, которые могут оказать пагубное воздействие на его способность к адекватному управлению транспортным средством и пр.
Это интересно:  Брадикардия и спорт: можно ли заниматься, что запрещено

Если в ходе медицинского обследования будет замечен хоть один из вышеперечисленных симптомов, к вождению в этот день водителя допускать категорически запрещено!

Обратите внимание! Обследовать водителя на предмет наличия наркотических веществ можно только при получении его письменного разрешения, которое обычно дается во время подписания трудового, гражданско-правового договора или в случае подписания отдельного разрешающего документа.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров определен вышеупомянутой инструкцией (Приложение №9 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989г. № 555).

В настоящее время осмотры производятся в основном медицинским персоналом на хозрасчетной основе по договорам автопредприятий с учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на проведение этого вида деятельности. К проведению предрейсового медицинского осмотра допускаются медицинские работники, прошедшие подготовку в соответствии с программой, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003г. № 308 (Приложение № 8).

В ходе предрейсовых медицинских осмотров систематически обследуется весь водительский состав, а также выявляется группа лиц, требующих более тщательного контроля. Эта группа формируется как по медицинским, так и по социальным показаниям. Среди медицинских показаний на первом месте гипертоническая болезнь, а также другие хронические болезни.

Из социальных показаний к включению в «группу повышенного риска аварийности» прежде всего, следуют:

n прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины;

n сведения о систематическом пьянстве водителя;

n факты отстранения от работы при предрейсовых осмотрах из-за нетрезвого состояния.

При предрейсовых медицинских осмотрах проводится:

· измерение температуры тела (по показаниям);

· измерение артериального давления (по показаниям);

· определение пульса (по показаниям);

· реакция на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе одним из принятых методов, при положительной пробе на алкоголь проводятся исследования другим методом, а также повторно, через 20 минут обоими методами.

Обследование водителей проводится как при дневном свете, так и при искусственном освещении. При осмотре обращается внимание на состояние кожных покровов, языка, слизистых оболочек полости зева, губ, глаз с целью выявления отклонения от их обычного вида (бледности или покраснения, синюшности или желтушности, отечности лица или обложенности языка и др.), наличие запаха алкоголя. При опросе интересуются самочувствием осматриваемого, его жалобами, продолжительностью сна и отдыха перед выходом на работу.

Определение основных функциональных показателей у осматриваемого производится по показаниям и заключается в измерении частоты пульса, уровня максимального и минимального артериального давления, температуры тела.

Температура тела человека (как показатель теплового состояния организма) остается при любых условиях относительно постоянной. Термометрию проводят, как правило, в подмышечной области, в которой термометр должен удерживаться не менее 10 минут. Перед помещением термометра в подмышечную впадину кожу в ней тщательно вытирают от пота, так как жидкость, во-первых, плохо проводит тепло от кожи к термометру и, во-вторых, испарение пота отнимает часть тепла. Температура тела, измеренная в подмышечной области здорового человека, колеблется в пределах 36,0-37,0.

Показатели пульса и артериального давления являются важнейшими параметрами, характеризующими кровообращение. Они изменяются в соответствии с потребностями организма, а также возрастом, что является одной из приспособительных реакций организма.

Измерение АД должно проводиться в тихой, спокойной и удоб­ной обстановке при комфортной температуре. Следует избегать внешних воздей­ствий, которые могут увеличивать вариабельность АД или помешать аускультации. При использовании ртутного сфигмоманометра мениск ртутного столбика должен находиться на уровне глаз проводящего измерения. Пациент должен сидеть на сту­ле с прямой спинкой рядом со столом. Для измерения АД в положении стоя исполь­зуется стойка с регулируемой высотой и поддерживающей поверхностью для руки и тонометра. Высота стола и стойки должны быть такими, чтобы при измерении АД се­редина манжеты, наложенной на плечо пациента, находилась на уровне сердца па­циента.

Для точного определения систолического артериального давления (САД) при минимальном дискомфорте для па­циента, а также для предупреждения «аускультативного провала», следует:

а) определить пульсацию лучевой артерии, характер и ритм пульса. При выра­женных нарушениях ритма (мерцательной аритмии) величина САД может варьировать от сокращения к сокращению, поэтому для более точного определения его уровня следует произвести дополнительное измерение;

б) продолжая пальпировать лучевую артерию, быстро накачать воздух в манже­ту до 60 мм. рт. ст, затем нагнетать по 10 мм. рт. ст. до исчезновения пульсации;

в) сдувать воздух из манжеты следует со скоростью 2 мм. рт. ст. в сек. Зареги­стрировать уровень АД, при котором вновь появляется пульс;

г) полностью стравить воздух из манжеты.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2018 году

Предрейсовый медицинский осмотр водителей — процедура, регулярное проведение которой обязательно для работодателей в силу требований закона. Какие НПА регулируют специфику медосмотра и каковы основные нюансы этой процедуры?

Нормы законодательства 2017-2018 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

  • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. здесь.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н (положения которого стали актуальными с 2015 года) в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. В соответствии с приказом Минздрава №835н предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

О том, для каких работников обязательным является медосмотр при приеме на работу, читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы».

Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей

Не считая некоторых положений о предрейсовых медосмотрах, рассмотренных нами выше, приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
  • финансируются и организуются работодателем;
  • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Приказ Минздрава № 835н устанавливает, что в состав предрейсовых осмотров входят:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • проведение визуального осмотра;
  • измерение температуры, давления, пульса;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение процента алкоголя в крови;
  • определение присутствия психоактивных веществ.

По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:

  • вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
  • соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).

В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояния здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

  • организации предрейсовых медосмотров;
  • содержания медосмотров;
  • проведения отдельных процедур в рамках медосмотров;
  • условий проведения медосмотров;
  • критериев допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • обязанностей медучреждений, которые проводят медосмотры.

О структуре приказа о прохождении медосмотра сотрудниками предприятия узнайте здесь.

Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:

Статья написана по материалам сайтов: hr-portal.ru, gipertoniya.guru, predreysovye-osmotry.ru, studopedia.ru, nalog-nalog.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий